Вернуться на главную  
Имя: Пароль:

  Помощь
Задайте вопрос специалисту Кадастровой палаты, связанный с государственным кадастром недвижимости.
Специалисты филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» бесплатно ответят на ваш вопрос на форуме экстпертов.

Пишите!

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку «СМИ Экспертов»
Пример рассылки  Архив рассылок
Имя/организация:
Эл. почта:
Да,

  Наши партнеры






Экономика. Финансы. Предпринимательство: Аналитика: Круглый стол

В поисках регионального стратегического плана

Раздел: Круглый стол  20.09.2012


В поисках регионального стратегического плана

Комментарий к статье Евгения Гирсы «В поисках регионального стратегического плана»

«Очень важно понимать, кто будет реализовывать стратегию...»
Акцентирует внимание Владимир Кузин, заместитель председателя комитета экономики, финансов и контроля,начальник управления экономического развития Администрации городского округа «Город Калининград»


Если мы говорим о стратегии, особенно о региональной, то необходимо устанавливать баланс между целевыми показателями и возможностями ресурсов. Концы должны сходиться с концами. При этом очень важно понимать, кто и в какой части будет реализовывать стратегию. Кто является заинтересованным лицом? И разделяют ли заинтересованные лица цели стратегии и способы их достижения.

Начну с приземленного. Как будем бюджеты пополнять? Анализ экономической ситуации, который есть в проекте областной стратегии как бы намекает, что не надо слишком сильно надеяться на федеральные поступления. В 2016 году заканчивается действие условий режима особой экономической зоны (ОЭЗ) введенных законом 1996 года. Еще одна неприятность это вступление России во всемирную торговую организацию, которое уверен, произойдет в этом году. По команде из кремля депутаты проголосуют «на скорость», даже не читая. В 2018 году закончится переходный период. Конкуренция усилится. С учетом того, что низкая производительность в России обусловлена чрезмерным регулированием и необходимостью держать персонал непосредственно не связанный с производством, а так же высокими транзакционными издержками в силу крайней неэффективности институтов власти, то мы уже проигрываем в этой конкуренции.

Обращу внимание на два частных момента. Сейчас практически вся розничная торговля использует схемы, благодаря которым отсутствует НДС на импортные товары. Надо понимать, что с момента окончания переходного периода можно ожидать повышения налоговых поступлений по НДС (федералы смогут еще одну премию ОМОНУ заплатить) и роста цен для жителей области. Они уже выше, чем в Литве и Польше. При этом если рубль «просядет», рост цен будет и за счет этого фактора. В условиях свободного приграничного передвижения и большой разницы в ценах возможна переориентация части спроса жителей области на Польшу. Уже сформировалась сеть нелегальной торговли продукцией привезенной из соседней страны. К тому же для всей остальной России доступность импортных товаров вырастет – поможет ВТО, а для нашего региона снизится – закончится переходный период ОЭЗ. Это понизит нашу конкурентоспособность по сравнению с другими регионами нашей страны. 

Второе: режим особой зоны по закону 2006 года предусматривает, что основные преференции для резидента ОЭЗ это льготы по налогам, поступающим в областной бюджет.

Кроме этих моментов есть еще много других, которые делают основные вызовы ближайшего времени (проблему 2016 года и вступление в ВТО) весьма болезненными для Калининградской области. Стратегия должна давать ответы на эти вызовы. Для тех, кто собирается жить и работать в регионе дальше это вопрос выживания. Основу такого выживания составляет местный бизнес. Бизнес в сфере производства и услуг. Именно тут будут создаваться рабочие места и формироваться налоговая база.

И тут надо избавиться от иллюзии, что жители региона спят и видят как бы стать предпринимателями. Это потребительский подход: ты давай затевай бизнес, преодолевай проблемы и ограничения, приходи ко мне великому - санитарному врачу, пожарному инспектору, энергетику и т.д. и т.п. и ужо тогда с бизнесмена спроситься. Увы, в жизни давно все не так. Нет потока желающих заняться бизнесом. А если и есть то условия созданы только для торговли да строительных и отделочных услуг. Поясню. Чтобы заниматься каким-либо предпринимательством необходимо несколько вещей. Это потребитель, оборудование и сырье. Сами понимаете это только схема, в жизни это еще сложнее. Торговля в этом отношении дело не хитрое, клиенты и их потребности понятны – сами такие, сырье – пожалуйста, столько оптовых складов, поставщиков торгового оборудования и места для торговли есть. Это и приводит к тому, что более половины хозяйствующих субъектов работают в сфере торговли на втором месте строительство. Есть, конечно, небольшая ниша для сервиса, но она требует высокой компетентности или получается полное ЖКХ.

Правда есть еще одна категория жителей региона. Я имею в виду ряд этнических групп, которые специализируются на торговле. Для них это вопрос выживания. Надо семьи кормить. Но для будущего это большая проблема. Формируется параллельное сообщество со своими институтами, которое только частично пересекается с институтами власти. Такое сообщество развивается и расширяется, оно постепенно наберет силу и открывается перспектива возрастания роли новых институтов, возможно на этических принципах, что чревато конфликтами.

Теперь зададимся ответами. Для стимулирования производства необходимо наличия места: это рынок промышленной недвижимости, промышленные парки, технопарки, бизнес-инкубаторы. То есть должны быть созданы условия, включающие подходящее помещение с электричеством, водой, газом охраной и прочими необходимыми в хозяйстве вещами. Рынок оборудования. Просто магазин, куда можно зайти и купить станок, несколько станков, линию, производство. Ближайший в России – это Санкт-Петербург, еще Москва. Ближайший крупный территориально – это Гданьск, Клайпеда. Правда и в нашем регионе есть удачный пример – это мебельная отрасль. Сложился рынок комплектующих, рынок услуг. Самое главное сложилось сообщество мебельщиков, которые сами определяют политику отрасли. Результат их деятельности – отсутствие у нас магазина ИКЕЯ. С ними обсуждался вопрос, что они будут делать после 2016 года? Это важно. Поскольку именно собственники предприятий принимают решения о дальнейшей судьбе предприятий, то видимо целесообразно узнать у них планируется ли продолжении работы предприятий после 1 апреля 2016 года, не случиться ли резкого изменения количества рабочих мест? А самый главный вопрос, что необходимо сделать, чтобы не произошло перевода бизнеса в другие регионы, ближе к потребителю или к источнику сырья?

Вот замечательная идея - сделать Калининградскую область столицей янтарного производства. То есть развиваем янтарную отрасль. Подскажите где ближайший магазин янтарного сырья и оборудования. Не знаете? Я знаю в Гданьске, могу узнать в Литве, думаю тоже недалеко. Так кто определяет приоритеты? Тот, кто создает условия. Если мы посмотрим федеральную политику, то упремся в ограничения оборота янтарных изделий и драгоценных металлов. Таким образом, любое расширение производства янтарных изделий плавно перейдет в затяжные процедуры оформления разрешительных документов, чего нет у наших конкурентов.
И еще одна серьезная проблема для нового бизнеса – выход на потребителя. Начинающий предприниматель, да и не только начинающий черпает информацию о потребителях из нескольких источников. Во-первых, из литературы, анализов, обзоров, исследований статей и вообще из письменных источников. Во-вторых, из общения на семинарах, конференциях, выставках. В третьих, из общения с себе подобными. Если мы хотим познакомить нашего предпринимателя с потребителями надо активно работать. Этим, кстати активно занимаются наши соседи из Белоруссии, Литвы и Польши. Как надо продвигать интересы производителя можно поучиться у них. Необходимы институты поддержки приоритетных отраслей. 

Несколько слов о туризме. Туризм это хорошо. Чем больше туристов, тем лучше. Остается понять, как туристы будут попадать в область? Я прикинул теоретические возможности нашей транспортной инфраструктуры и подсчитал. Если каждые полчаса на территорию области будет прибывать пассажирский поезд повышенной длины (из 20 плацкартных вагонов), то в год мы сможем ввезти-вывезти 19 миллионов туристов. Если каждые 15 минут будет прилетать-улетать самолет с 200 пассажирами на борту это еще 7 миллионов человек. Если каждый день по два круизника в Балтийск еще 2 миллиона. Если через каждый из пограничных переходов каждые пятнадцать минут будет проходить по автобусу еще 10 миллионов. Всего - 38 миллионов туристов. Плюс пешие, автомобили, велосипеды, яхты - 40 миллионов.

Теперь самое интересное. От товарных поездов придется отказаться. Ими некогда заниматься, да и железнодорожные пути и разъезды заняты. Порты закрываем? Нет? Тогда что об этом думает железная дорога? Она в курсе? Аэропорт готов? Как необходимо развивать транспортную инфраструктуру, чтобы принять хотя-бы 4 миллиона туристов. Посмотрите купейный вагон – это автобус народу. Если приходит туристический поезд из 12 вагонов надо подогнать к вокзалу 12 туристических автобусов. Простой вопрос: где встречаем туристический поезд? Не надо торопиться с ответом, он породит другие вопросы.
С железной дорогой маленький пример: европейская железнодорожная колея подходит к Калининграду и к Черняховску. Когда станция в Калининграде перестала справляться с возросшим грузопотоком, то те предприятия, которые перевели операции в Черняховск, к своему удивлению получили экономию – нет простоя вагонов, обработка «с колес», нет очередей на выгрузку, есть свободные грузчики и т.д. и т.п.

Просто было бы правильно, если муниципалитеты где это планируется, знали бы заранее. Они смогли бы правильно распределить свои ресурсы и использовать такую информацию для привлечения инвесторов.

Еще один аспект это взаимодействие, что называется «со смежниками». Первое – федералы. Пограничники таможенники в курсе, что ни спать им, ни есть уже не придется? Будут только въезд-выезд оформлять.

Еще соседи - Литва, Белоруссия и Польша они учли в своих транспортных системах наши потребности? По меньшей мере, приграничные регионы. Они в курсе?
Можно отмахнуться от всех этих вопросов, если бы не одно маленькое но – возможное проведение чемпионата мира по футболу в Калининграде. В принципе ответы на эти вопросы у правительства области должны были лежать еще накануне подачи заявки. Возможно, они и есть - хранятся в сейфе, в пакете за сургучной печатью с надписью – вскрыть в случае принятия решения. Очень на это надеюсь.

Стратегия развития региона может быть успешной, когда ее разделяют большинство заинтересованных сторон. В случае с Калининградской областью кроме заинтересованных сторон внутри региона, роль которых возрастает в наших конкретных условиях, есть федеральные структуры и есть наши соседи. Без поддержки заинтересованных сторон стратегия не более чем теоретические изыскания.

сентябрь 2012

Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка
Все материалы в хронологическом порядке

Добавить свой комментарий:

Чтобы добавлять свои комментарии, необходимо зарегистрироваться!
Недвижимость в Калининграде и Калининградской области





 

 

 

Стоимость квартир на вторичном рынке в Калининграде и по России в июле 2014г.

  Калининград по России
Сред. цена , руб. за кв.м.
57847
57401
Изменение цены
за месяц

+0,74%

+0,3%
Изменение цены
c начала года

+14,28%

+4,22%
Изменение цены
за год
+14,52% +7,78%

 

Коммерческая недвижимость
Горячие предложения. Продажа

 
Здание недострой
г. Светлогорск. Проект туристического комплекса
 
Производственная база
г. Гурьевск
 
Нефтебаза, площадка №1
г. Советск
 
Нефтебаза, площадка №2
г. Советск

Регистрация, перерегистрация ООО и ИП
Калининград, Яналова, 42, каб. 46
8 (4012) 95-62-62
8 (4012) 77-62-61
kc_svet2009@yandex.ru

Подробнее

Поиск недвижимости в Москве и России



© 2007-2013 gorodkanta.ru
Учредитель: ООО «Издательство
«СМИ Экспертов»

Ремарка: создание сайтов
236023, Калининград,
ул. Яналова, 42, каб. 47
Телефоны: (4012) 93-00-01
8-963-292-87-87
Факс: (4012) 95-00-87
E-mail: marketing@gorodkanta.ru
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-32396 от 09 июня 2008 г

Rambler's Top100
Условия цитирования материалов

Возрастная категория сайта 18+
Анализ тиц и пр