Вернуться на главную  
Имя: Пароль:

  Помощь
Задайте вопрос специалисту Кадастровой палаты, связанный с государственным кадастром недвижимости.
Специалисты филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» бесплатно ответят на ваш вопрос на форуме экстпертов.

Пишите!

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку «СМИ Экспертов»
Пример рассылки  Архив рассылок
Имя/организация:
Эл. почта:
Да,

  Наши партнеры






Экономика. Финансы. Предпринимательство: Аналитика: Круглый стол

В поисках регионального стратегического плана

Раздел: Круглый стол  20.09.2012


В поисках регионального стратегического плана

Комментарий к статье Евгения Гирсы «В поисках регионального стратегического плана»

«Региональным властям надо развивать бизнес у себя в области…»
Считает Александра Смирнова, экс-министр экономики, а ныне советник гендиректора «Автотор Холдинг».


Отдельное калининградское законодательство

- Александра, каковы, на Ваш взгляд, возможные экономические стратегии развития Калининградской области?

- Вопрос стратегии далеко не нов, его начали задавать более чем 20 лет назад, и с того момента многие ответы на него были найдены. Первый ответ состоит в том, что Калининградская область в силу своих географических особенностей не может развиваться на основе одинаковой информативной базы, симметричной с другими регионами. Нужно отдельное законодательство о Калининградской области, как бы оно ни называлось, оно должно иметь свои особенности по отношению к другим регионам Российской Федерации. Это первый тезис. Второй тезис не то, чтобы спорный… По его мнению существуют разные споры. Мое мнение как экономиста, а не как политика и популиста состоит в том, что территориальная целостность Российской Федерации должна быть соблюдена и не должна ставиться под сомнение. Я просто даже не хочу обсуждать вопрос в этой плоскости: считаю, что не имею права. Меня интересует экономическое развитие региона. В этой связи стратегия развития Калининградской области должна быть симметричной в плане социальном и политическом со всеми другими регионами, статус правовой должен быть совершенно такой же, как и в других регионах. Третий тезис в том, что в экономическом плане законодательство по поводу развития Калининградской области быть абсолютно иное. Это не угрожает территориальной целостности, не требует изменений в Конституции. У нас есть такие шапкозакидатели, которые кричат: «Мы должны изменить Конституцию, чтобы гарантировать всем жителям права и свободы!». Ничего подобного. Я предлагаю в рамках стратегии не замахиваться на Конституцию, потому что, по моему убеждению, для успешного экономического развития это совершенно не обязательно.

Дотационная или опережающая?

- Можно ли внести изменения в общие законы с учетом специфики нашего региона?

- Да, конечно. Можно внести эти изменения в Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, в некоторых случаях, безусловно, в Гражданский кодекс. Любой закон, даже 16-ФЗ сопровождался пакетом законов. Точно таким же пакетом можно внести изменения в законодательство Калининградской области.
Мой четвертый тезис состоит в том, что есть два варианта, по которым развиваются эксклавы. Первая схема называется «Зависимая дотационная территория», вторая схема называется «Территория опережающего развития». Первая схема, она же – военный форпост, свидетельствует о том, что на этой территории происходит незначительная экономическая жизнь, государство направляет силы и средства на то, чтобы поддерживать там людей.  На мой взгляд, это неинтересный вариант. Если мы его выбираем, на этом можно обсуждение и заканчивать. Я считаю, что Калининградская область должна развиваться по схеме опережающего развития.

Пятый тезис состоит в том, что нет ничего плохого в том, чтобы экономическое устройство этой территории опережающего развития скопировать у тех стран, к уровню которых мы на этой территории стремимся. Если, грубо говоря, мы стремимся жить, как в Германии, то создавать такое законодательство, как в Северной Корее, не имеет смысла, это ни к чему нас не приведет. Когда пытаются фиксировать цены и установить всем надбавки за то, что они проживают в Калининградской области, нас хотят привести к коммунизму. Путь к развитому экономическому обществу – это путь к капитализму, это путь в другую сторону. Поэтому мой пятый тезис состоит в том, что мы идем не налево, а направо. Направо – либерализация, налево – социализм.

- Есть примеры таких особых экономических зон в Германии?

- В Германии – нет, примеры есть в Дании, Испании, Великобритании, Китае.

- Расскажите подробнее о примерах правого развития.

- Есть примеры отделенных территорий, у них всегда особое законодательство в экономическом плане. Другой вопрос, какое это должно быть законодательство? Оно не должно отличаться от общего российского в сторону его большей зарегулированности. Грубо говоря, в сторону фиксации цен. Наоборот, оно должно отличаться от российского в сторону либерализации. Экономическое законодательство Калининградской области надо либерализовать – по сравнению с российским. Вообще-то мое предложение в том, чтобы и российское либерализовать, но это мы пока здесь не обсуждаем.

Для того чтобы определиться со стратегией области, первое, что надо сделать, это понять, к чему мы стремимся, какими хотим себя видеть. Если мы хотим, чтобы у нас развивалась экономика, значит, надо сделать законодательство таким, чтобы в нем мог свободно развиваться бизнес. Второй вопрос, в каких направлениях мы хотим, чтобы развивалась экономика. Первое направление – импортозамещающее, производство здесь того, что можно продавать на российский рынок. Второе направление  – экспортноориентированное.  Производство здесь товаров и услуг, которые можно ориентировать на рынок зарубежных стран. Например, туризм – это и есть экспортная услуга. Услуга, которая оказывается на нашей территории, но не нашим резидентам. Мое предложение состоит в том, что не важно, на какой сегмент экономической деятельности – промышленность или туризм – мы собираемся ориентироваться. Мое предложение в том, чтобы стимулировать здесь любую экономическую активность. Это можно сделать даже без ущерба для всероссийских налогоплательщиков. Для того, чтобы было удобно развиваться бизнесу, надо взять и посмотреть на те страны, где он хорошо развивается, и скопировать их законодательство.

Разрешать строить за 20 минут

- Александра, с изменений в какой сфере нужно начать экономические преобразования в России и Калининградской области, в частности?

- Существует рейтинг Всемирного банка, в нем 10 различных направлений, как то: открытые фирмы, получение кредитов в банке, уплата налогов, подключение к сетям, экспортно-импортные операции, защита прав собственности, закрытие фирмы и так далее. Если посмотреть по этому рейтингу, то в 2011 году Россия заняла в нем 120-е место – из 163 стран. И это еще успех, потому что в предыдущем году было 140-е, но не потому, что за год Россия улучшилась, а потому, что некоторые страны скатились. В этом рейтинге мы рядом с Кенией. Чемпионы – Сингапур, Гонконг, Новая Зеландия. Тут даже придумывать ничего не надо – должна быть простота открытия бизнеса, простота налогового администрирования, высокий уровень защиты прав собственности.

В России же получение разрешения на строительство, если делать все по регламенту и вовремя, без проволочек, занимает 500 дней. Почти два года. И это не учитывая коррупцию, лишь действуя в рамках формального законодательства, человек должен два года потратить на то, чтобы получить разрешение на строительство! Это происходит быстрее, если гражданин вовлекается в неформальные отношения с чиновниками.

Но ведь если в других странах не нужно так много процедур (их более ста), их можно отменить и у нас! В Сингапуре получение разрешения на строительство занимает всего 20 минут. На мой взгляд, это вообще главное направление, оно самое простое и самое дешевое, здесь не нужно брать денег из бюджета, не нужно затрагивать интересы российских налогоплательщиков. Единственное, чьи интересы будут затронуты, это интересы коррупционеров. И почему до сих пор это не сделано?..
- Вы считаете, это возможно сделать?

- Вся законодательная система Российской Федерации сложна и неповоротлива, но изменить ее в Калининградской области как в пилотном регионе очень просто. Для этого нужна политическая воля. Примерный аналог этого – Сколково. Есть закон о Сколково, в нем написано, что некоторые нормативные документы на территории Сколково могут быть заменены на аналогичные европейские. Утверждение этих стандартов передано на откуп администрации Сколково.
Если уж мы хотим работать с иностранными инвесторами, неплохо бы сделать бизнес-климат таким, как в их странах.  Есть некое лукавство в том, чтобы выбирать, в каком направлении будет развиваться бизнес в области. «Давайте мы промышленность закроем, будем поддерживать туризм» или наоборот – «не будем поддерживать туризм, а будем поддерживать льготами только промышленность». Когда государство выбирает за бизнес, за рынок, в каком направлении ему двигаться, это лукавство, потому что рынок сам выберет более эффективное направление. Прежде чем делать какие-то программы по поддержке и начать вкачивать государственные деньги в бизнес, следует создать условия для того, чтобы бизнес сам развивался. Аналогичные законы есть на островах в Испании. Сами острова принадлежат Испании, и никто не оспаривает территориальную целостность этой страны, а законодательство там – британское. И эти острова экономически успешно развиваются. Россия, конечно, не Испания, у нас бизнесу приходится тяжелее. На мой взгляд, такой шаг был бы эффективен,  формально с ним все соглашаются, но практически никто не реализует.

Строгость закона компенсируется неисполнением

- В чем, на Ваш взгляд, основная сложность развития бизнеса в Калининградской области?

- Издержки любого производства в Калининградской области выше, чем в России. Это связано с двойным пересечением границ, это не только транспортные расходы, это расходы на затаможку и растаможку, расход на прохождение пограничных, сельхознадзорных процедур. Помимо прямых расходов таможенных и транспортных  это еще и непрямые коррупционные расходы. И те расходы, которые эквивалентны времени простоя. Бизнесмен может неожиданно застрять на границе на три дня, и если он что-то производит, ему нужно заложить тот же объем продукции на складе. Это тоже увеличивает издержки производства, которые в «большой России» никто не привык считать. Вот эти издержки оторванности достаточно велики, в себестоимости они занимают от 3 до 7 процентов. Есть еще издержки, о которых не любят говорить, но отрицать их существование бессмысленно – у нас очень жесткий контроль всего на территории Калининградской области, у нас трудно заниматься контрабандой, у нас границы со всех сторон. Есть территории в южных республиках, на юге России, где контроль не такой мощный. Существует мнение, что комплектующие для производства какой-то продукции, аналогичной нашей, там завозятся контрабандой. То есть формально все хорошо, а неформально – в России строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения. И их не исполнять гораздо проще на территории других субъектов Российской Федерации. Когда наши предприниматели начинают об этом упоминать, им отвечают: «А вы что, хотите тоже не соблюдать закон?!» Но наши конкуренты его не соблюдают, потому хотеть того же – вполне логично. Получается, что соблюдение законов для нас – издержки, а у конкурентов таких издержек нет. И можно от них отмахиваться и говорить, будто их не существует, но тогда на территории Калининградской области никакого бизнеса не будет. Либо нужно приводить законодательство на всей территории Российской Федерации к жесткому соответствию и обеспечивать его строгое соблюдение в других регионах, или мы всегда будем отставать.
- Можно ли эти издержки каким-то образом компенсировать?

- Сейчас они у нас компенсируются отсутствием ввозных пошлин. С 2016 года этой компенсации не будет. В «большой России» так говорят об отмене переходного периода: «Ну, хватит, насиделись в этой вашей черной дыре, теперь наконец-то начнете платить налог». Получается, что компенсация исчезает, а издержки остаются. Мы остаемся с издержками. Нужно на это открыть глаза и придумать компенсацию на постоянной основе либо убирать издержки. В данном случае издержки созданы искусственно. Вот, например, завод по сборке автомобилей. И выходит, что завезти комплектующие для одного автомобиля из Кореи обходится дешевле, чем перевезти готовый автомобиль из Калининграда в Москву. Казалось бы, издержки при перевозке из Кореи в Калининград – а это через весь мир – и то они ниже, чем издержки между Калининградом и Москвой! Чем компенсировать эти издержки за счет всех налогоплательщиков России, их проще убрать. Ввести для всей таможни электронную систему декларирования, которая не давала бы сбоя, но эти предложения не очень просто реализуемы. Хорошо, тогда хотя бы давайте уберем таможенный контроль на входе в Калининградскую область. Все равно ведь мы здесь не платим никаких пошлин. Возникает вопрос: зачем нам нужен этот таможенный контроль? Второй вопрос: с 2018 года мы вступаем в ВТО. Все ввозные пошлины на территории России будут понижаться. Получается, что в Калининградской области в 2016 году повышаются пошлины, а потом вместе со всей страной понижаются обратно. Мы воздвигаем барьер, а потом его преодолеваем. Я сейчас такой очевидный пример приведу – авиасообщения. В Калининградской области совершенно точно не хватает авиаперевозчиков. Для того  чтобы стать авиаперевозчиком по маршруту Калининград – Москва, нужно получить у Росавиации лицензию на этот вид маршрута. А Росавиация лицензий на этот вид маршрута никому почти не выдает. Я боюсь, что это связано с желанием защитить свой рынок и своих игроков от конкуренции. В результате цены на авиабилеты у нас высокие, и приходится за счет всех налогоплательщиков Российской Федерации билеты эти дотировать. А не проще ли запустить в эту отрасль конкурирующую компанию, сделать программу «Открытое небо» и открыть Калининградскую область для всех других направлений? Не хотят. Воздвигают высокие барьеры, а потом при помощи бюджетных денег их преодолевают. Примерно так же мы действуем во всех направлениях бизнеса. Есть два варианта – либо субсидировать со страшной силой, но как показывает практика, субсидирование авиаперевозчиков не помогает. Субсидии заканчиваются, почему-то билетов никогда нет. По крайней мере, когда мне пришлось покупать билеты в Москву неделю назад, я купила их за 24 тысячи туда и обратно. И примерно такие же большие деньги по отношению к тем регионам, где есть конкуренция, платит бизнес – за то, чтобы преодолеть издержки. Эти издержки нужно снижать.

Не хватает политической воли

- Какими способами их можно снизить?

- Например, можно убрать входной контроль таможни на границе Калининградской области с Европой, можно убрать миграционный контроль, потому что отсюда некуда убежать, можно убрать визовый контроль. Это значительно упростило бы жизнь бизнеса в области.

Далее. Для того чтобы что-то экспортировать из Калининградской области, надо две недели оформлять бумаги. Мне кажется, у Российской Федерации достаточно возможностей, чтобы сократить срок до одного дня. Таможня всегда жалуется на то, что у нее нет людей. Хорошо, давайте финансировать часть штата таможенников за счет областного бюджета, а он будет пополняться за счет компаний, которые будут работать здесь за счет того, что здесь самые маленькие издержки. Если все документы оформлять за один день, то очевидно, что экспортировать отсюда можно больше. Вместо этого мы что делаем? Тратим огромные деньги на программы по стимулированию экспорта и даем субсидии, гарантии тем компаниям, которые чего-то экспортируют. Как правило, ими оказываются компании типа «Роснефть». В России в 2010 году всего 9 компаний получили экспортные гарантии, это «Роснефть» и иже с ними. На мой взгляд, для снижение пограничных издержек как со стороны Евросоюза, так и со стороны Российской Федерации  нужна только политическая воля. Это снижение никак не ущемляет права остальных налогоплательщиков. Но только в том случае, если Калининград станет более удобной площадкой для развития бизнеса, другие регионы расстроятся. Но когда другие регионы тоже хотят у себя что-то поменять, самый простой способ – поменять законодательство на территории всей России. Нет ничего плохого в том, что Калининградская область станет пилотной площадкой для упрощения законов, то это не беда, а совсем наоборот.

- Александра, давайте вернемся к калининградским особенностям, обусловленным географическим положением региона…

- Да, к сожалению для всех налогоплательщиков Российской Федерации, на оторванных территориях налоговое законодательство всегда проще, чем на основной земле, и общее налоговое бремя всегда меньше. Можно сделать везде одинаково, чтобы ни пяди своей земли не отдавать, но только тогда эксклавная территория работать не будет. Давайте посмотрим на Гонконг,  Бермудские острова,   Гибралтар. Гонконг – самый приличный пример, потому что город это большой, бизнеса там много. Допустим, в Китае 23 налога, а в Гонконге – 3. И у них общая налоговая нагрузка, но какая-то смешная по сравнению с материковой территорией Китая.  Поскольку мы вступаем в ВТО и нам нельзя отдельную территорию освобождать от экспортных пошлин, придется сокращать какие-то другие налоги. Можно этого не делать, но тогда мы вернемся к первому вопросу и будем решать – мы социально-дотационная территория или экономически развитая. Если останавливаемся на втором варианте, то нам никуда не деться от того, что мы должны устанавливать такие же институты, как и на других экономически развитых территориях.

Не все так плачевно

- Какой опыт стоило бы перенять властям Калининградской области у их коллег с заграничных «оторванных» территорий?

-  Калининградская область считается дотационным регионом, а  дотационный регион это тот, который получает трансферты из федерального бюджета. Примерно мы их получаем 20 млрд ежегодно, в основном они идут на капитальные вложения. Это федерально-целевая программа, строительство дорог, прокладка газовых труб по всей области, ремонт канализации, установка очистных сооружений. Их много, а обыватель видит только Приморское кольцо. Но при этом надо сказать, что степень износа инфраструктуры в Калининградской области – 60%, а в России – 50%, что тоже много, но 60 – это же вообще никуда! Почему это происходит? Налоги из Калининградской области изымаются в федеральный бюджет, потом область получает меньшую сумму обратно. Для примера, в 2010 году один «Автотор» заплатил 25 млрд в федеральный бюджет, а вся Калининградская область в виде трансфертов получила только 19 млрд. Так что с Калининградской областью не так все плачевно, не чистый она заемщик. Но налоги в федеральный бюджет перечисляются автоматически; для того чтобы получить трансферты, нужно пройти семь кругов ада, и получают их только к июлю. Такие сложные бюджетные правила не способствуют расходованию средств Российской Федерации.
Как работают другие оторванные территории, в частности Гонконг? Там не перечисляются налоги в федеральный бюджет, кроме пенсионного. В нашем случае мы можем не перечислять, например, НДС. Для этого потребуется поменять Налоговый кодекс, Бюджетный, но в этом нет ничего невозможного и ничего криминального. Что это дает? В сумме деньги те же самые, просто они не возвращаются к нам обратно через федеральный центр. Во-вторых, у региональных властей появляется больше стимула для того, чтобы лучше работать, развивать бизнес у себя в области, а не бегать к президенту с протянутой рукой.

сентябрь 2012

Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка
Все материалы в хронологическом порядке

Добавить свой комментарий:

Чтобы добавлять свои комментарии, необходимо зарегистрироваться!
Недвижимость в Калининграде и Калининградской области





 

 

 

Стоимость квартир на вторичном рынке в Калининграде и по России в июле 2014г.

  Калининград по России
Сред. цена , руб. за кв.м.
57847
57401
Изменение цены
за месяц

+0,74%

+0,3%
Изменение цены
c начала года

+14,28%

+4,22%
Изменение цены
за год
+14,52% +7,78%

 

Коммерческая недвижимость
Горячие предложения. Продажа

 
Здание недострой
г. Светлогорск. Проект туристического комплекса
 
Производственная база
г. Гурьевск
 
Нефтебаза, площадка №1
г. Советск
 
Нефтебаза, площадка №2
г. Советск

Регистрация, перерегистрация ООО и ИП
Калининград, Яналова, 42, каб. 46
8 (4012) 95-62-62
8 (4012) 77-62-61
kc_svet2009@yandex.ru

Подробнее

Поиск недвижимости в Москве и России



© 2007-2013 gorodkanta.ru
Учредитель: ООО «Издательство
«СМИ Экспертов»

Ремарка: создание сайтов
236023, Калининград,
ул. Яналова, 42, каб. 47
Телефоны: (4012) 93-00-01
8-963-292-87-87
Факс: (4012) 95-00-87
E-mail: marketing@gorodkanta.ru
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-32396 от 09 июня 2008 г

Rambler's Top100
Условия цитирования материалов

Возрастная категория сайта 18+
Анализ тиц и пр