Вернуться на главную  
Имя: Пароль:

  Помощь
Задайте вопрос специалисту Кадастровой палаты, связанный с государственным кадастром недвижимости.
Специалисты филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» бесплатно ответят на ваш вопрос на форуме экстпертов.

Пишите!

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку «СМИ Экспертов»
Пример рассылки  Архив рассылок
Имя/организация:
Эл. почта:
Да,

  Наши партнеры






Газетный архив: Библиотека СМИ Экспертов

Если Бог такой добрый, то почему в мире так много зла?

Раздел: Библиотека СМИ Экспертов  01.01.2011


Если Бог такой добрый, то почему в мире так много зла?

Данный вопрос звучит цинично. Однако этот вопрос отражает бессилие человека в решении проблемы зла. Речь идет о понимании, что же есть зло, а также о согласии с ним в каких-то случаях либо о неприятии и его преодолении.

Заголовок темы является актуальным вопросом, на который не каждый может самостоятельно найти ответ. Очень часто этим  вопросом люди оправдывают свое неверие в Бога. Они думают примерно так: если есть Бог, то Он должен быть добрым и всемогущим. А раз так, то Он должен был сделать так, чтобы не было зла. Но зло присутствует в мире, значит, Бог либо не добрый, либо Он – не всемогущий, что равнозначно Его отсутствию. Ведь не хочется верить в злого беспомощного Бога. Душа человека хочет верить в торжество добра.

Отец МИХАИЛ,
руководитель отдела коммуникаций Калининградской епархии РПЦ, иерей
Все статьи автора

Вот, например, в г. Светлогорске на месте детского садика стоит часовня в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». Садика не стало после того, как 16 мая 1972 года на него упал самолет ВВС Балтийского флота. Из 25 детей погибли 23… Страшная трагедия. Но является ли она злом?

Для того чтобы ответить на вопрос темы, нужно вначале уточнить: что такое зло?

Преподобный Иоанн Дамаскин (675–753 гг.) отмечает характерную особенность зла, как явления иноприродного, у которого нет бытия по своему существу, которое есть небытие, величина заведомо отрицательная. Святые отцы Церкви определяли зло не как природу, а как ее искажение. Иными словами, зла самого по себе не существует. Зло привносит человек своей деятельностью.

Свое определение злу дает и преподобный Максим Исповедник (580–662 гг.): «Зло для разумной души есть забвение естественных своих благ, происходящее от страстного отношения к плоти и миру» (прп. Максим Исповедник, Добротолюбие, т. 3, 274). Преподобный Максим указывает и три причины, побуждающие человека ко злу:  «...Три... есть начала, побуждающих нас на зло: страсти, демоны и злое произволение. Страсти, когда желаем чего безрассудно, как то: или пищи не вовремя и без нужды, или жены без намерения деторождения и незаконной; также когда гневаемся или огорчаемся на кого не должно, как то: на бесчестившего или вред нам причинившего. Демоны: когда они во время вознерадения нашего, усмотрев удобное время, внезапно налегают на нас и с великою силою возбуждают вышесказанные страсти и подобные им. Наконец, злое произволение, когда, зная добро, избираем зло» (прп. Максим Исповедник, Добротолюбие, т. 3, 183-184).

Вот поэтому злом называется грех, который всегда совершает человек добровольно. Именно свобода человека, если так можно выразиться, ограничивает всемогущество Бога. Если бы Бог захотел своей властью уничтожить зло, тогда бы Он стал тираном. Но любовь и тирания – несовместимые качества. «Бог есть любовь» – свидетельствует Священное Писание. А любовь невозможна без свободы выбора.

Так что Господь не виноват в том, что люди избирают зло, которое проявляется в том числе  и во взаимной вражде, породившей вооруженные силы, несчастные случаи, которые время от времени уносят жизни ни в чем не повинных людей. Ни смерть, ни голод, ни бедность, ни болезни сами по себе злом не являются. Зло – это грех других людей или самого себя, который приводит к этому.

Для того чтобы победить зло, Господь избрал путь не тирании, а жертвы. Воплотившись от Девы Марии и впоследствии умерев на Кресте, Господь принес Себя в жертву за грехи, за зло всего мира. И теперь каждый верующий во Христа побеждает зло в самом себе и в мире.



 Хаджи ШАМСИ КАМАР,
член совета религиозной организации мусульман г. Калининграда
Все статьи автора

В сем мире не сможешь
сыскать ты явленья,
Которому нет
противопоставленья.
...
Царит равновесие в мире
Аллаха:
Нет зла без надежды, нет
счастья без страха.
Есть противоядье для
каждого яда,
Для ада исчадья – сень
райского сада!
Невидимым воздух соделал
Создатель,
Невидимо море Его благодати!
Д. Руми


Подобно тому, как Бог создал День и Ночь, так же Он создал Добро и Зло. Подобно тому, как Он создал Сухое и Мокрое, так же Он создал Высокое и Низкое. Подобно тому, как Он создал Жизнь и Смерть, так же Он создал Тленность и Вечность. Ибо без одного невозможно прочувствовать другое. Пока мы не узнаем Голод, мы не оценим Сытость. Пока мы не познаем Жажду, мы не полюбим Воду… Опять вспоминается Д. Руми:

Жаждущий стонет: «О, вкуснейшая вода!»
Вода взывает: «Где тот, кто выпьет меня?»
Жажда в наших душах есть магнетизм Воды: Мы – это Она, а Она – это мы.


Создатель поместил человека в прекрасной Вселенной, чтобы испытать его и выявить, что же выберет человек: добро или зло? В Коране читаем: «И мы испытаем вас, чтобы узнать среди вас усердствующих и терпеливых…» (47-31). И еще: «…чтобы испытать вас, кто из вас лучше по деяниям…» (67-2). В течение жизни человек многократно держит экзамен. В одном произведении Ремарк описывает, как борется с искушением хирург, оперирующий врага. «Если на миллиметр продлить движение скальпеля, враг будет уничтожен», – размышляет он. Но разве может он сделать такое? Это ведь операционный стол, а не поле боя…

Всевышний, ставя человека в различные ситуации, хочет проявить его сокровенное естество. Да, Бог создал и Добро, и Зло. Но выбор-то за человеком! В «Рисале-и Нур» (уроке Корана) говорится: «Сотворение зла не является злом, но совершение зла есть зло. Например, сотворение дьяволов (сущего зла) несет такое благо, как совершенствование человека. Однако, если человек поддастся искушению дьявола и совершит плохой поступок, это будет для него злом».

Коран неоднократно предупреждает: «Люди!.. Не следуйте по стопам сатаны – ведь он для вас враг явный» (2-168). Результатом того, что многие люди поддаются козням сатаны, и является то, что в мире много зла. В Коране разъясняется: «Все хорошее, что постигает тебя, приходит от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, приходит от тебя самого…» (4-79). И далее: «Если вы творите добро, то поступаете во благо себе. А если вы вершите зло, то поступаете во вред себе» (17-7).

Примечательно то, что с развитием цивилизации и зло из штучного превращается в масштабное. Остановить его, на мой взгляд, может только Вера.


Добро и Зло не могут быть
равны,
Так оттолкни же Зло Добром,
И тот, кто ненависть к тебе
питает,
В родного друга обратится.
(Священный Коран, 41-34. Перевод смыслов Иман Валерии Пороховой).



Виктор ШАПИРО,
председатель еврейской общины «Адат Исраэль»
Все статьи автора

Над вопросом, вынесенным в заголовок, ломали головы мудрецы всех народов, верившие в Б-га. На эту тему написано бесконечное множество теологических и философских трудов. Никакой другой вопрос не способен посеять сомнение в существовании Вс-вышнего, как этот. Как только мы утвердительно ответим на вопрос, есть ли Б-г, возникает этот самый вопрос – почему же тогда он допускает зло? Но почему аксиомой считается, что Б-г добрый? В народных сказках медведь тоже добрый, а вот повстречав живого косолапого в зверинце, а тем более, не приведи Г-споди, в лесу, сразу задумаешься: почему он рычит? Почему он зубастый? Он же должен быть плюшевый… Вспомним героев Достоевского – они тоже мучились этим вопросом, пугаясь самой его постановки: «…Не бога я не принимаю, Алеша, я только билет ему почтительнейше возвращаю. – Это бунт, – тихо и потупившись проговорил Алеша ...»

А в еврейской традиции споры с Б-гом – нормальное состояние между сторонами, заключившими между собой завет. Вообще-то, Б-г не создавал зла. Б-г создал мир, отделив свет от тьмы, и увидел, что свет хорош. Но не сказано при этом, что тьма – это плохо. Свет и тьма, рождение и смерть, созидание и разрушение – без этого мир не был бы живым, меняющимся и вечным. Собственно, зло и страдание порождаются неправедным поведением людей. Религия учит следовать заповедям, которые позволяют уменьшить страдания в этом мире и достичь блаженства в грядущем. Но наш мир знает проявления зла в таком масштабе, что разум отказывается воспринимать его как дело рук человеческих. Для евреев вопрос, обсуждаемый на этой странице, имеет свою формулировку: как Б-г допустил Катастрофу европейского еврейства в двадцатом веке? Почему он не спас миллионы религиозных людей, тысячи праведников, посвятивших жизнь строгому соблюдению его заповедей? У евреев свои отношения с Творцом. Многие из переживших Катастрофу сочли, что Он не сдержал своих обещаний, и порвали с религией. Но те, кто продолжает верить, понимают, что происходящее в этом мире – лишь часть замысла Создателя, и души безвинно загубленных праведников нашли свое воздаяние и обрели покой в Эдемском саду.



Игнацы ПАВЛУСЬ,
священник прихода Св. Адальберта
Все статьи автора

Данный вопрос звучит цинично. Однако этот вопрос отражает бессилие человека в решении проблемы зла. Речь идет о понимании, что же есть зло, а также о согласии с ним в каких-то случаях либо о неприятии и его преодолении.

Зло невозможно понять, не зная добра, и невозможно победить его иначе, как только добром. Познание добра и зла – дело трудное, потому что их закрывает завеса тайны. Тайна начинается тогда, когда человеческий разум теряет уверенность в себе, потому что предмет познания лишен очевидности, к которой ум привык, и тайна появляется там, где кончается горизонт человеческого познания. Тайна существует именно за горизонтом.

Что более таинственно – добро или зло? Они равны в своей таинственности, хотя добро кажется нам более понятным. Мы знаем добро лучше, ибо его любим, а зло, особенно то, которое вызывает боль или угрожает нашей жизни, мы не терпим.

Чтобы понять тайну добра и зла, человек должен сосредоточиться и начать познавать верой, религиозной верой. Почему? Потому, что истории, которые непосредственно касаются нас, людей, живущих на земле, начинаются на небесах – там, где Бог, ангелы и общение всех святых.

Бог Сам раскрыл тайну добра и зла в своем Откровении. Оно доступно нам в Библии и Пресвятом Предании (Традиции). Кто погружался в них, тот получил знание, что лишь Бог есть полнота добра, и поэтому только Он является источником всякого добра. Созданные Богом космос и человек – добро. Поэтому, действительно, «Бог такой добрый». И если Он есть полнота добра, то Он не может быть источником зла. На это указывают логика, а также аргументы из философии и теологии. В Боге не существует двойственности, половинчатости, и Он не может быть одновременно добрым и творить зло.

«Если Бог такой добрый, то почему в мире так много зла?» – спрашивают многие люди. Бог в Откровении тоже ответил на этот вопрос. Когда-то совершилась война на самых высоких высотах, то есть на небе. Часть созданных Богом ангелов во главе с ангелом – Носителем Света отказалась от послушания Богу. Соль вопроса в том, что Бог создал этих духов, одаренных разумом и свободной волей, ради служения Ему. Это было их достоинством и добром. Через непослушание они потеряли свою тождественность и стали противниками Бога, думающими о захвате власти над созданным Богом миром. Они стали злыми, превратились в бесов, и так они потеряли небо. Главного из них Библия называет сатаной.

Возникает вопрос: если случилось то, что случилось, то где им быть? Произошло вторжение духов зла в мир. И что они будут делать в нашем мире, если они потеряли добро? Они в мире будут творить зло, то есть лишать его добра.

Их первой жертвой стал человек. Сатана искусил его так, что он отказался в послушании Богу. За это непослушание первые люди должны были стать богами. Стали они ими? Вместо этого они получили болезни тела и души, и впоследствии – смерть, биологическую и вечную. Сатана лишил их добра и направил на путь полного самоуничтожения.

Понятно, что Бог, который есть Любовь, не мог равнодушно смотреть на эти события. Поэтому Его решением было спасение человека. Так Бог возлюбил мир, что послал в него своего Сына. Иисус Христос как Сын Божий, победивший своим Воскресением грех и смерть, уже начал побеждать зло. Полная победа впереди. Она будет связана с концом сего мира и Его вторым пришествием. Но мы в сотрудничестве с Ним можем уже сейчас побеждать всякое зло в нас и вокруг нас. Зло побеждается добром! В этом сущность спасения, а Христос – общая надежда на его осуществление.



P.S. В России веками учат людей понимать добро и зло. Неверующие же могут раствориться в этике. Для всех россиян существует еще один, очень важный источник мудрости – русская литература. Достаточно хорошо познакомиться с героями некоторых романов Достоевского, чтобы выработать себе собственный взгляд на данную тему.

Лишь добро одно
бессмертно,
Зло подолгу не живет!
                (Шота Руставели)

 

 

Иллюстрация: liveinternet.ru
Источники: Город Канта,

Юристы и НЕДВИЖИМОСТЬ №1 (138), январь 2011

Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка
Все материалы в хронологическом порядке

Добавить свой комментарий:

Чтобы добавлять свои комментарии, необходимо зарегистрироваться!
Недвижимость в Калининграде и Калининградской области





 

 

 

Стоимость квартир на вторичном рынке в Калининграде и по России в июле 2014г.

  Калининград по России
Сред. цена , руб. за кв.м.
57847
57401
Изменение цены
за месяц

+0,74%

+0,3%
Изменение цены
c начала года

+14,28%

+4,22%
Изменение цены
за год
+14,52% +7,78%

 

Коммерческая недвижимость
Горячие предложения. Продажа

 
Здание недострой
г. Светлогорск. Проект туристического комплекса
 
Производственная база
г. Гурьевск
 
Нефтебаза, площадка №1
г. Советск
 
Нефтебаза, площадка №2
г. Советск

Регистрация, перерегистрация ООО и ИП
Калининград, Яналова, 42, каб. 46
8 (4012) 95-62-62
8 (4012) 77-62-61
kc_svet2009@yandex.ru

Подробнее

Поиск недвижимости в Москве и России



© 2007-2013 gorodkanta.ru
Учредитель: ООО «Издательство
«СМИ Экспертов»

Ремарка: создание сайтов
236023, Калининград,
ул. Яналова, 42, каб. 47
Телефоны: (4012) 93-00-01
8-963-292-87-87
Факс: (4012) 95-00-87
E-mail: marketing@gorodkanta.ru
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-32396 от 09 июня 2008 г

Rambler's Top100
Условия цитирования материалов

Возрастная категория сайта 18+
Анализ тиц и пр