Вернуться на главную  
Имя: Пароль:

  Помощь
Задайте вопрос специалисту Кадастровой палаты, связанный с государственным кадастром недвижимости.
Специалисты филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» бесплатно ответят на ваш вопрос на форуме экстпертов.

Пишите!

Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку «СМИ Экспертов»
Пример рассылки  Архив рассылок
Имя/организация:
Эл. почта:
Да,

  Наши партнеры






Город Канта: Куда идешь?

Этика бизнеса

Раздел: Куда идешь?  19.03.2014


Михаил СЕЛЕЗНЕВ,
иерей, руководитель
информационного отдела
Калининградской
епархии РПЦ

В 24-м стихе Евангелия от Матфея Иисус Христос говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 24).

Что такое «маммона»? В Священном писании этим словом именуется богатство. Бизнес, или предпринимательство, ориентирован на получение прибыли, которая и может составить это самое богатство. И вот тут сразу возникает вопрос: является ли бизнес служением маммоне? Очевидно, что бизнес может быть таким служением. И тогда действия такого бизнесмена по отношению к другим людям будут деструктивными, не говоря уже о его собственной душе. В основе служения богатству лежит страсть сребролюбия. Вот что про нее пишет преподобный Иоанн Лествичник: «Сребролюбие есть поклонение идолам, дщерь неверия... Сребролюбие начинается под видом раздаяния милостыни, а оканчивается ненавистию к бедным».

«Дщерь неверия» – вот четкое определение источника этой страсти. Такой человек не может служить Богу просто потому, что он в Него не верит. Остается маммона и ненависть к бедным в конечном итоге...

Но возможна ли другая ситуация, когда бизнесмен не служит маммоне, а служит Богу? Не знаю. Слышал, что есть некие православные предприниматели, но мне трудно дать оценку этому явлению. Я считаю, что, если человек по-настоящему любит других, он не сможет долго быть богатым, если каким-то образом и стал им. Вот опять же Иоанн Лествичник пишет: «Стяжавший любовь расточил деньги; а кто говорит, что имеет и то и другое, тот сам себя обманывает». Суть Евангелия в любви. А любовь склонна более отдавать, чем принимать. С таким подходом о каком бизнесе в условиях конкуренции можно говорить?

Поэтому, на мой взгляд, давать рекомендации бизнесменам со стороны Церкви некорректно. Люди должны сами определиться, чего они хотят. Искать богатство или свое призвание? Вот когда человек находит свое призвание, то это уже нечто другое. Призвание в истинном смысле этого слова связано со служением людям. А это уже есть проявление любви. Если человек будет жить в соответствии с призванием, то он достигнет успеха, но это не значит, что он будет богат. Но это значит, что он будет по-настоящему счастлив.


Отец Януш

Этика бизнеса – очень обширная и важная тема. Я постараюсь сейчас представить не столько полное учение католической церкви, сколько мое небольшое размышление. Хочу посмотреть на эту тему с точки зрения христианина и обратить внимание на некоторые ключевые для этики бизнеса моменты.
Начну с того, что в бизнесе человек всегда является субъектом – и никогда предметом; всегда целью – и никогда средством. Это касается самого бизнесмена, сотрудников, партнеров в бизнесе, рабочих, клиентов и любого человека. Нельзя забывать, что за фамилией всегда стоит человек, а это звучит достойно. Любые денежные средства, капитал, прибыль, какими бы важными они ни были, всегда остаются лишь предметами. Об этом нельзя забывать в любом бизнесе. Как христианин, я не могу забыть о заповеди любви ближнего, как самого себя, – также и в бизнесе.

Из этого следует очень важное правило: бизнес есть для человека, а не человек для бизнеса. Можно сказать по-другому: бизнес должен служить человеку, а не человек бизнесу.

К этой первой основе этики бизнеса, которой является уважение достоинства человека, хочу добавить вторую – общее благо.

Может ли получение рприбыли являться единственным или даже главным мотивом бизнеса? Этот мотив, конечно, один из главных, но он не может быть единственным и даже самым главным. Кроме него есть другие мотивы, которые имеют огромное значение для человека.

Вся деятельность, связанная с бизнесом, должна способствовать тому, чтобы бизнесмен становился лучшим человеком. Намного важнее то, каким человеком я являюсь, чем то, сколько у меня денег. Иисус сказал: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф 16, 26).

В энциклике «Labo-rem exercens» в 1981 году Иоанн Павел II написал: «Именно будучи личностью, человек становится субъектом, причиной труда. Человек работает, выполняет различные действия, относящиеся к процессу труда, именно потому, что он, человек, – личность. И независимо от объективного содержания этих действий все они должны помогать человеку реализовать его человеческую природу и присущее ему в силу его человеческой природы призвание стать личностью».

Очень важным критерием или мотивом бизнеса является помощь другим, солидарность с ближними. Но нельзя это правило ограничивать только применением к своим родным или друзьям. Мой бизнес может дать другим место работы, достойную зарплату, может служить обществу, в котором я живу. Здесь можно упомянуть также о каритативной
(благотворительной) деятельности бизнесмена.

Насколько вера (религия) может повлиять на личные мотивы бизнесмена? Во-первых, нам надо ответить на вопрос: какая вера, т. е. какая религия? Я смотрю с точки зрения христианина. Надо подчеркнуть, что человек, который стоит в церкви со свечкой в руке и одновременно в своем бизнесе не платит налоги, использует дешевую рабочую силу, давая зарплату «в конверте», или каким-то образом обманывает своих клиентов, сам находится очень далеко от христианства.

Христианская вера сильно может повлиять на бизнесмена, но только при условии, что он будет руководиться Евангелием, учением Христа в своей жизни, а не тогда, когда религия станет каким-то фасадом для действий совсем нехристианских.

Нельзя говорить о христианстве или о христианской этике (думаю, что и о другой этике), когда, например, единственной целью бизнеса будет прибыль, а человек только средством – инструментом на пути к этой цели. Невозможно быть христианином только в храме, а в бизнесе уже нет.

Думаю, что этика в бизнесе необходима, и это касается всех, не только христиан. Без этики человек быстро может потерять свое достоинство. Человек всегда должен задавать себе вопросы: «Кто я?», «Куда иду в моей жизни?», «Почему делаю то, что делаю?», «Как мне пользоваться материальными средствами?», «Как мне делать хороший бизнес?». Христианство в Иисусе Христе дает ответы на все эти вопросы.
Я старался в моем размышлении не столько дать ответы на конкретные вопросы, сколько показать главные основы, на которых можно строить этику бизнеса.

Хаджи Шамси Камар

«Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли» – под таким лозунгом выходила газета «Биржевые ведомости» в России до революции. «Этика», согласно энциклопедическому словарю Брогкауза и Ефрона, – это учение об основных принципах нравственности и о нормах человеческой деятельности с точки зрения понятий о добре и зле.

Уместно будет напомнить о миссии пророка Мухаммада (да будет ему мир и благословение Всевышнего), о которой он нам поведал: «Я был направлен только для того, чтобы довести нравственность до совершенства».

Слово «бизнес» словарь иностранных слов определяет (от англ. business – дело) как любой вид деятельности (предпринимательства), приносящий прибыль или иные личные выгоды. В достоверном хадисе сказано: «Наилучшим заработком является заработанное человеком своим трудом и любой честной торговлей». В священном Коране есть отдельная сура (глава), посвященная торговому бизнесу, называющаяся «Обвешивающие». Процитирую некоторые аяты (знамения) из нее: «Горе обвешивающим. Тем, кто, покупая у других, требует сполна. Но когда они отмеряют или взвешивают для других, то причиняют им убытки {обманывают в количестве продаваемой продукции, ее качестве, сроках хранении}. Разве не думают они, что будут воскрешены и в Судный День будут держать ответ перед Господом миров!» (сура 83: 1–6). Этика торгового бизнеса требует показывать недостатки товара. Рассказывают, как однажды, проходя по рынку, пророк Мухаммад (да будет мир ему и благословение Всевышнего) засунул руку в мешок с зерном и обнаружил, что в глубине мешка оно влажное. После чего предложил продавцу положить влажное зерно сверху, чтобы покупатель это увидел, и сказал: «Кто нас обманывает, тот не из нас». В любом виде бизнеса важно соблюдение договоров, как подчеркивается в Священном Коране: «О те, кто уверовал, соблюдайте договора!» (5–1).

«Будьте верны обещанию, ибо за обещание спросится!» (17–34). Ислам требует соблюдать долговые обязательства. Они должны быть прописаны (сумма и срок) и подписаны двумя свидетелями, о чем также указано в Коране (2–282). Ибо невозвращение долга относится к непрощаемым грехам. Об этом свидетельствует достоверный хадис:

«Все будет прощено шахиду (отдавшему жизнь за веру), кроме долгов». В то же время Всевышний вознаграждает того, кто простит долг или уплатит за человека, который сам не может этого сделать. В Исламе запрещено ростовщичество, так как оно способствует тому, чтобы бедный беднел, а богатый богател. Запрещается бизнес с запретными видами товаров, например, с алкоголем от начала его производства и до конечной реализации.

Работодатель должен справедливо относиться к работнику и своевременно оплачивать работу. «Отдай работнику плату его до того, как высохнет на нем пот от трудов его», – говорится в хадисе.

Существуют различные формы бизнеса, но в последние годы приобретает популярность социальный бизнес. Здесь необходимо подчеркнуть то, что решение социальных проблем входит в саму структуру исламского бизнеса.

1. Социальной составляющей бизнеса является 3-й столп Ислама «закят» (очищение) – это налог с прибыли в пользу бедных и малоимущих.
2. Обязательный налог для малообеспеченных в месяц поста (Рамадан), собираемый со всех членов семьи (включая детей) по 3 кг зерновых (или денежный эквивалент). Кроме того, весь праздничный месяц Рамадан каждый день состоятся благотворительные ужины и приглашения на трапезу разговения. Мне посчастливилось быть в Мекке в месяц Рамадан – весь месяц не приходилось тратиться на питание, так как все состоятельные считали своим приятным долгом угощать паломников.
3. Поощряется добровольная милостыня для нуждающихся.
4. Бизнесмены охотно вкладывают средства для строительства мечетей, школ больниц и т. д., так как благие дела вознаграждаются Господом миров. Соблюдение этики бизнеса безоговорочно для верующих, так как это входит в Шариат (закон).

Есть небольшое ограничение для женщин, занимающихся бизнесом. В чем оно? Недопустимо касание чужого мужчины, а сделки бизнесменов обычно закрепляются рукопожатием…

В заключение хочу привести достоверный хадис: «Делайте все, что пожелаете, вы свободны в этом мире, но не забывайте, что за все вам придется отвечать».

Виктор ШАПИРО,
председатель
еврейской
общины «Адат Исраэль»


Размышляя на предложенную тему, я сразу вспомнил не поучения мудрецов моей религии, а зазубренную со школьных времен марксистскую формулировку основного противоречия капитализма – «между общественным характером производства и частной формой присвоения». Что это значит? А то, что человек может оказаться владельцем такого имущества, которым лично владеть не только неэтично, но и себе дороже.

Владельцы сокровищ не всегда любят выставлять их напоказ, даже если они добыты честно. Но все же периодически мелькают сообщения о частных оперных театрах, зоопарках, роскошных картинных галереях в чьих-то личных замках.

Недавно во всех сетевых ресурсах все смотрели достойные Эрмитажа интерьеры дачи бывшего украинского генпрокурора. Но даже если речь идет не о коррумпированном чиновнике, а об успешном олигархе, вложившем в неумеренную бытовую роскошь часть своей прибыли, хочется спросить: ну зачем же есть свой бутерброд с маслом под одеялом?

И кто гарантирует будущее твоим тенорам, сохранность ван-гогам, кормежку жирафам и страусам, если в бизнесе что-то пойдет не так? И много ли радости и счастья принесут эти сокровища твоим родным детям, на которых природа нередко отдыхает, если в их поколении найдутся более хваткие любители оперы? Не лучше ли потратить деньги на городской театр и иметь там в своем распоряжении «царскую» ложу? А потом театр будет носить твое имя, как Третьяковская галерея, твои дети будут этим гордиться, и тоже сидеть в той ложе. Или если ты таки поддерживаешь городской театр, надо ли, чтоб там в главной роли выступала твоя знакомая девушка? И стоит ли самому лично управлять творческим процессом? А вот если ты финансируешь больницу, захочешь ли ты занять там место главного врача

Когда у человека есть денег больше, чем надо, чтобы прокормить семью, он всегда сталкивается с такой проблемой, которая называется «социальная ответственность». Чем больше денег, тем больше ответственность.

В еврейском языке пожертвование, милостыня обозначается словом «цдака», что в точном переводе означает «справедливость». Часть своих доходов нужно отдать на исправление существующей в мире несправедливости. Еврейская религия научила мир такому понятию, как «десятина», которую надо отделить на «некоммерческие цели», как это сейчас называют. Причем десятина – это условная величина. Но Талмуд говорит, что жертвующий менее 5% скуп, а более 20% – расточителен.

И еще. Когда человек, жертвуя, руководствуется этическими мотивами, это намного полезнее для совершенствования его души, нежели когда он бездумно отдает деньги «на святость», «во искупление грехов» в надежде, что «там зачтется».

Вот притча. Некто неправедными средствами нажил большой капитал, но много жертвовал служителям культа. Когда же он предстал перед небесным судом, он был осужден на вечные муки. «Как?! Я ведь жертвовал вам огромные деньги!» – «Деньги вернем».

Юристы и НЕДВИЖИМОСТЬ №1 (151), март 2014

Версия для печати
В закладки
Постоянная ссылка
Все материалы в хронологическом порядке

Добавить свой комментарий:

Чтобы добавлять свои комментарии, необходимо зарегистрироваться!
Недвижимость в Калининграде и Калининградской области





 

 

 

Стоимость квартир на вторичном рынке в Калининграде и по России в июле 2014г.

  Калининград по России
Сред. цена , руб. за кв.м.
57847
57401
Изменение цены
за месяц

+0,74%

+0,3%
Изменение цены
c начала года

+14,28%

+4,22%
Изменение цены
за год
+14,52% +7,78%

 

Коммерческая недвижимость
Горячие предложения. Продажа

 
Здание недострой
г. Светлогорск. Проект туристического комплекса
 
Производственная база
г. Гурьевск
 
Нефтебаза, площадка №1
г. Советск
 
Нефтебаза, площадка №2
г. Советск

Регистрация, перерегистрация ООО и ИП
Калининград, Яналова, 42, каб. 46
8 (4012) 95-62-62
8 (4012) 77-62-61
kc_svet2009@yandex.ru

Подробнее

Поиск недвижимости в Москве и России



© 2007-2013 gorodkanta.ru
Учредитель: ООО «Издательство
«СМИ Экспертов»

Ремарка: создание сайтов
236023, Калининград,
ул. Яналова, 42, каб. 47
Телефоны: (4012) 93-00-01
8-963-292-87-87
Факс: (4012) 95-00-87
E-mail: marketing@gorodkanta.ru
Свидетельство о регистрации СМИ
Эл № ФС77-32396 от 09 июня 2008 г

Rambler's Top100
Условия цитирования материалов

Возрастная категория сайта 18+
Анализ тиц и пр