Жизнь и философия Иммануила Канта. ЧАСТЬ 1. Значение Канта

Дискуссия об актуальности философии Канта

Жизнь и философия Иммануила Канта. ЧАСТЬ 1. Значение Канта

Сообщение Владимир Брюшинкин » 05 май 2010, 12:27

Иммануил Кант был, пожалуй, самым знаменитым гражданином Кенигсберга за всю историю этого города. Его философия прославила Кенигсберг так, как не смогли это сделать ни его правители, ни войны, которые проходили в этих краях и в которых охотно участвовала Пруссия, ни торговля, процветавшая в ганзейском городе, расположенного на перекрестии торговых путей. Это тем более удивительно, что Кенигсберг можно было назвать центром политической, военной, ремесленной, торговой жизни юго-восточной Балтики, но в духовном и культурном отношении он представлял собой ничего, кроме далекой восточной периферии западного мира. Кенигсберг не мог похвастаться богатой художественной, научной, философской жизнью, в какой-то мере сравнимой, например, с Берлином, Лейпцигом, Галле, Марбургом и многими другими городами Германии. Город был занят практическими делами: воевал, ремесленничал, торговал, молился, скромно развлекался по мере возможности. Что касается философии пиетисты, отличающиеся особенным благочестием приобретшие значительное влияние в религиозной жизни Кенигсберга с начала XVIII века,, инспирировали в 1725 г. указ короля в соответствии, с которым из университета, Кенигсберга и Пруссии был изгнан последователь главного философа немецкого просвещения Христиана Вольфа (1679-1754) профессор натуральной философии Кристиан Габриэль Фишер, что в определенном смысле означало приостановку эпохи Просвещения в Кенигсберге и господство религиозного принципа организации духовной жизни. Зарождение в такой атмосфере философского гения такого масштаба кажется почти невероятным. Тем не менее, это случилось. Видимо и полная ограничений практическая немецкая жизнь добропорядочного бюргера формировала какие-то качества души, которые могли способствовать мысли, преодолевающей ограничения. Быть может, от противного.



Иммануил Кант имел особое значение для Кенигсберга и его культуры. В Кенигсберге стоял памятник Канту, воссозданный в 1992 г, в Калининграде почти на том же самом месте, была улица имени Канта, а главное имя Канта было окружено всеобщим почитанием, причем не только образованной публики, но и практически всего населения Кенигсберга.



Безусловно, Кант был порождением немецкой и кенигсбергской культуры, но ему удалось, воспользовавшись плодотворными национально-религиозными корнями, выйти в более широкое пространство общечеловеческой культуры. Особенности культуры Кенигсберга во многом обусловили возможность выхода Канта на такие широкие просторы духа. Приведем в обоснование этого взгляда только три замечания. Первое принадлежит самому Канту, второе носит символический характер, а третье связано с истоками философии Канта.



Первое. Кант полагал, что философу для обретения правильной перспективы необходимо путешествовать, чтобы узнать другие народы. Однако он считал, что “большой город, центр государства, в котором находятся правительственные учреждения и имеется университет, город, удобный для морской торговли, расположение которого на реке содействует общению между внутренними частями страны и прилегающими или отдаленными странами, где говорят на других языках и где царят иные нравы, - такой город, как Кенигсберг на Прегеле, можно признать подходящим местом для расширения знания и человека, и света. Здесь и без путешествия можно приобрести такое знание” (Кант И. Соч. в 6 т. М.: Мысль, 1963-1966. Т. 6. С. 352. – Далее ссылки на это издание мы будем давать в тексте в круглых скобках с указанием номера тома и страницы. Например, эта ссылка выглядела бы так: (6, 352)).



Второе. Это обстоятельство из ряда общекультурных совпадений и поэтому не обладает какой-либо доказательственной силой, но, тем не менее, оно символично. Кант родился в 1724 г., именно в том году, когда собственно образовался город Кенигсберг путем слияния трех городов Альтштадта, Лебенихта и Кнайпхофа. Символично, что этот дух соединения разнородного, слияния независимого оказался ведущим мотивом философии Канта. Дух философии Канта - это синтез, т.е. соединение разнородного в единое целое. Главное достижение Канта в теоретической философии - это разработка теории синтетических априорных суждений, происходящих в нашей душе именно путем соединения двух разнородных представлений посредством некоторого третьего представления. Конечно, дата рождения Канта и ее совпадение с объединением трех городов в единый город, скорее всего, случайны. Но история показывает нам, что дальнейший ход событий превращает некоторые случайности в символы, и это совпадение именно из такого ряда.



Третье. Определенная связь имеется между распространенным тогда в Кенигсберге пиетизмом и существом нравственной философии Канта. Пиетизм - это форма протестантизма, утверждающая личные отношения человека с Богом и личную ответственность человека перед Богом. Пиетизм придавал исключительное значение внутреннему благочестию и самоконтролю за соблюдением нравственных правил. Эта черта пиетизма рельефно проявилась в философии Канта. Идея нравственного закона, принимаемого самим человеком, и внутренней ответственности самого человека за принятие максим, сообразных с нравственным законом, своим происхождением во многом обязаны религиозной ситуации в Кенигсберге. Однако Кант далеко выходит за пределы пиетизма, когда кладет в основу своей этики тезис не только о доброй, но и свободной воле. Последнее было совершенно неприемлемо для пиетистов.



Связь творчества Канта с его родным городом отмечает, например, такой проницательный мыслитель как Эрнст Кассирер: «Рассматривая это [посвящение первой крупной работы Канта «Всеобщей естественной истории и теории неба» прусскому королю Фридриху II – В.Б.] в целом будущей жизни Канта, можно сделать вывод, что, несмотря на всю узость и ограниченность его родины, он навсегда связал себя с ней. Какой урон нанесло это его духовному развитию … определить невозможно, но бесконечно важно, с другой стороны, то значение, которое это имело для формирования его характера и воли. Кант остался на той почве, на которой он оказался благодаря рождению и внешним обстоятельствам его жизни. Но силой самоограничения, составляющей специфическую особенность его интеллектуального и нравственного гения, он извлек из этой почвы все имеющееся в ней духовное достояние» (Кассирер Э. Жизнь и учение Канта. СПб.: Университетская книга, 1997. С. 36).



Жизнь Канта совпадает с эпохой Просвещения. В каком-то смысле Кант участвовал в движении Просвещения, но его философия была одновременно продолжением философии Просвещения и выходом за его пределы, подготавливающим другую эпоху.



В Кенигсберге жили многие знаменитые люди, среди них и те, кого мы называем «великими». (Правда, сам Кант придерживался своеобразного взгляда по великих людей: «То, что великие люди только издалека создают впечатление блеска и что государь всегда многое теряет в глазах своего камердинера, объясняется тем, что ни один человек не велик» (2, 198). Среди великих ученых достаточно вспомнить физика и физиолога Германа фон Гельмгольца (1821-1894) или математика Давида Гильберта (1862-1943). Однако назвать Кенигсберг городом Гельмгольца могут только физики или физиологи, городом Гильберта – математики. «Город Канта» звучит одинаково приемлемо для большинства людей, которые хоть что-нибудь знают о духовной культуре человечества, и не только потому, что он превратил провинциальный в культурном отношении город в один из центров европейской культуры, но и потому, что Кант как никто из великих людей Кенигсберга был связан с этой землей. Здесь он родился, прожил всю свою жизнь, умер и похоронен.



Жизнь Канта прошла в строгих ограничениях. Кант всю свою жизнь провел в Кенигсберге и его окрестностях. Париж и Санкт-Петербург, Лондон и даже Берлин существовали для него только в рассказах друзей и знакомых, книгах, мыслях и воображении. Ученый, который многократно и с успехом читал в университете курс физической географии, практически нигде не был кроме своего родного города. Мысль Канта не знала границ. Он строил свою философию не для жителей Восточной Пруссии, не для немцев, даже не для всех на свете людей, но для всех разумных существ. Ограниченность реальной жизни в пространстве и абсолютная беспредельность жизни мысли - таков первый парадокс Канта. Одна из самых универсальных философских систем в истории человечества была создана человеком, который не стремился увидеть этот мир своими глазами.



Другой парадокс Канта связан с тем, каким образом этот человек, основной опыт жизни которого в основном ограничивался университетской аудиторией, сидением за столом и чтением книг, который не стремился к тому, чтобы расширить свой опыт реальной жизни, умудрился дать нам выдающиеся образцы житейской мудрости. "Не принимайте благодеяний, без которых вы можете обойтись ..." - сказано человеком, который глубоко проник в нашу жизнь. Нам остается одно - признать, что глубокое последовательное, честное мышление порождает, углубляет и расширяет наш опыт. Мышление есть жизнь. Читая Канта, можно понять, каким образом ему удалось так развить свое мышление, что оно позволило глубоко проникнуть в нашу жизнь, пользуясь только чистым разумом.



Великий русский философ Владимир Соловьев (1853-1900) в своей энциклопедической статье о Канте следующими словами характеризует его значение: “Кант - основатель философского критицизма, представляющего собой поворотную точку в истории человеческой мысли, так что все развитие философии, если не по содержанию, то по отношению мысли к этому содержанию должно быть разделено на два периода: докритический (или докантовский) и после-критический (или после-кантовский)” (Соловьев В.С. Сочинения в 2-х тт. М.: Мысль, 1988. - Т. 2 - С. 441).



Как же возникает эта универсальность построений, их значимость для всего человечества? Любой мыслитель связан со своей национально-религиозной почвой. К числу общих положений из области теории творчества относится то, что без плодотворной национально-религиозной почвы никакое развитие творчества невозможно, ни в науке, ни в искусстве, ни в социальной жизни. Еще в большей мере, чем к науке вообще, это относится к философии. И не только к тем философам, которые сознательно строили свою философию на основе той или иной веры, как, например, Владимир Соловьев, по словам Сергея Трубецкого характеризовавшийся “изобилием веры”, но и к самым рациональным философам. Вильгельм Виндельбанд замечает: "Вся философия Канта оживляется и согревается непоколебимой верой в могущество разума, и эта вера не есть воззрение, почерпнутое из теории познания" (Виндельбанд В. От Канта до Ницше. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. М.: Канон пресс, Кучково поле, 1998. С. 11). А. Ф. Лосев заявляет, что Кант исходит из “догматического вероучения, которое для него есть conditio sine qua non всякого философствования” (Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний эллинизм. М.: Искусство, 1980. С. 587). Это догматическое вероучение, по мнению Лосева, заключается в том, что структура опыта определяется структурой субъекта, а не объективным разумом. Всегда надо с чего-то начинать свои рациональные конструкции и логические выводы. И это начало сознательно или бессознательно связано с национальными и религиозными предпосылками философии. Этот факт представляет собой реальную основу для релятивизма, согласно которому каждое философское утверждение имеет силу только для данных национальных и религиозных предпосылок и не имеет значения для других культур. Отсюда возникает теория замкнутости культур, которая в русской культуре связана с именем Н.Я. Данилевского, а в немецкой с именем О. Шпенглера.



Нет сомнения, что каждый мыслитель связан не только со своей эпохой, но и со своими национально-религиозными корнями. Систематичность и превосходящая обычные стандарты научной добросовестности прилежность Канта в проведении дедукций или логических делений и классификаций, конечно, связаны с базисными национальными характеристиками немецкого народа. Его этика, основанная на безусловности нравственного закона и чистоте нравственного мотива связана с тем духом пиетизма, которым была пропитана благочестивая семья Канта. Делает ли это философию Канта немецкой и протестантисткой? В определенной мере, да. Однако здесь следует различать происхождение философии и само здание ее. Каждый великий мыслитель похож на высокое дерево, корни которого глубоко уходят в национально-религиозную почву, а вершина теряется в облаках общечеловечности. Он впитывает творческие соки своей национальности и своей религии, которые дают определенность его воззрениям и приводят их в связь с реальностью. Эти истоки творчества, как правило, не осознаются самим мыслителем и представляют прекрасный материал для позднейшего анализа творчества этого мыслителя, в ходе которого может быть реконструирована национальная или религиозная картина (или модель) мира. Однако великий мыслитель потому и является великим, что твердо укоренясь в этой почве, дорастает до общечеловеческого значения даже самых национальных своих черт, представляя их как необходимый элемент мозаики человеческого рода. Именно это обусловливает универсальную ценность его построений. Какие же идеи определили столь мощное влияние Канта на ход развития человеческого мышления?



1. Положение человека в мире определяется тем, что он - существо, одаренное чувствами, разумом и волей. Чувства связывают человека с миром опыта, разум позволяет создавать законы науки и нравственный закон, воля связывает разум с практической реальностью.
2. Окружающий нас эмпирический мир - результат взаимодействия неизвестной нам реальности (вещей в себе) с нашей познавательной способностью: чувствами и разумом.
3. Неограниченно применяемый к реальности разум запутывается в противоречиях – антиномиях. Поэтому дело философии – критика теоретического и практического разума, определение для него границ состоятельности.
4. Мы можем иметь знание только об эмпирическом мире, исследуемом наукой, все, что выходит за пределы эмпирического мира - Бог, Свобода, Бессмертие души, - могут быть только предметами разумной веры.
5. В практическом отношении человек свободен и ответственен. Человек автономен, т.е. сам дает себе нравственный закон.
6. Существует универсальный нравственный закон для всех разумных существ, включая, естественно, людей.
7. Существует единая религия для всех людей, различия только в вероисповеданиях. Бог необходим человечеству как гарант действительного блаженства тех разумных существ, которые благодаря своему нравственному образу жизни стали достойными счастья.
8. Величайший прогресс человечества есть переход от предполагаемого естественного к правовому состоянию. Право есть ограничение моей внешней свободы свободой другого человека.
9. История есть процесс становления единого человечества, последовательно приближающемуся к своим целям: правовому обществу, культуре и моральности.



Признание ограниченности человеческого знания наряду с убеждением в возможности бесконечного совершенствования человека как чувственного (эмпирического) и умопостигаемого (свободного) существа - такова сердцевина философии Канта. Это означает одновременно реальный взгляд на человека и его возможности и, с другой стороны, убежденность в том, что человек способен перейти любую из ранее поставленных ему границ в пределах его опыта.
Доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и логики, директор Института Канта РГУ им. И. Канта.
Аватара пользователя
Владимир Брюшинкин
 
Сообщения: 108
Зарегистрирован: 26 апр 2010, 12:22

Вернуться в Читая Канта

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron