«Малыши» сегодня

Аналитические статьи и мнения о финансовой жизни 39 региона

«Малыши» сегодня

Сообщение Admin » 05 май 2009, 10:35

Изображение
Шесть руководителей предприятий, представляющих различные сферы бизнеса Калининградской области, приняли участие в виртуальном «круглом столе», цель которого – дать видение состояния малого предпринимательства глазами тех, кто сам является его неотъемлемой частью.


Слово куратора
Олег АЛФЕРОВ,
постоянный национальный эксперт проекта EDSP

О малом предпринимательстве говорят много. О его поддержке – тоже. Чаще всего мы слышим чиновников, консультантов, представителей международных проектов, но что думает и как оценивает ситуацию сам малый бизнес? Как они видят самих себя? Какие проблемы их волнуют? Что мешает «малышам» и что они знают о той поддержке, которая для них предусмотрена?



– Что вы считаете основной проблемой и/или помехой в работе малого бизнеса сегодня?

Александр ЕМЕЛЬЯНОВ,
председатель совета директоров ООО МПФ «Емельянов» (производство янтарных изделий и мебели с включением янтаря)
– Я считаю, это: а) отсутствие доступного кредитования (особенно венчурного); б) колоссальная процентная ставка; в) отсутствие экономической свободы предпринимательства.


Владимир ИВКИН,
директор ООО «ФТС-Трейдинг» (финансово-инвестиционная деятельность)
– До сих пор отсутствует реальный диалог между бизнесом и структурами власти. Существующие отношения этих ветвей социума больше похожи на поговорку «С паршивой овцы хоть шерсти клок», причём как с одной, так и с другой стороны. Это, на мой взгляд, отголоски сформировавшегося за долгие годы советской власти отношения к бизнесу как к паразиту на «теле трудового народа». И как следствие того же воспитания – отсутствие навыков ведения честного, прозрачного бизнеса у предпринимателей в основной массе, хотя в последнее время ситуация очевидно меняется в лучшую сторону.


Тимофей ФАРТЫШЕВ,
глава крестьянско-фермерского хозяйства «Фарт» Правдинского района
– Нет чёткого разделения между реальным производителем и спекулянтом. Проблема также в мощнейшем бюрократическом аппарате, постоянно развивающемся и оказывающем с каждым годом всё большее давление на малый бизнес. И, конечно, устаревшее федеральное и региональное законодательство.


Александр МАСЯГИН,
заместитель генерального директора ОАО «Калининградский фармацевтический завод»
– Думаю, основная проблема заключается в том, что руководители малых предприятий в подавляющем своём большинстве, как и 20 лет назад, имеют недостаточно высокую квалификацию для управления бизнесом, не владеют современными технологиями менеджмента и, главное, не желают ими овладевать. Это приводит к невозможности развития бизнеса и в конечном итоге – к его полному сворачиванию через какое-то время. Кстати, проблемы, возникающие у малого бизнеса в связи с давлением контролирующих структур, в своей основе имеют именно то, что я только что обозначил.


Анна ДОБРИНЕЦ,
индивидуальный предприниматель (производство рыбной продукции)
– Основная проблема в работе малого бизнеса – чиновничий беспредел, необоснованные проверки, их дублирование разными проверяющими организациями, неразбериха в законодательстве.


Николай МУРАШКИН,
генеральный директор ООО «КОМП», г. Мамоново (деревообработка)
– Проблемы и помехи сегодня у всех предприятий одинаковы: и у малых, и у средних, и у крупных – все их называют «кризисом».



– Что, на ваш взгляд, является сдерживающим фактором развития предпринимательства в Калининградской области?

Александр Масягин:
– Одним из сдерживающих факторов развития предпринимательства, и в первую очередь инновационного, венчурного предпринимательства, является полное отсутствие инфраструктуры для запуска и поддержки так называемых «старт апов» – создания бизнеса с нуля. Во всём цивилизованном мире существуют венчурные инвестиционные фонды, фондовые биржи, бизнес-инкубаторы для высокотехнологичного бизнеса. Начаты процессы по формированию такой инфраструктуры и в ряде российских регионов. Наша область с этой точки зрения пока находится в зачаточной фазе развития.


Владимир Ивкин:
– Изоляция от российского рынка, усугубляющаяся жёсткой политикой таможни в отношении калининградских компаний и их товаров. Высокий уровень конкуренции со стороны европейских компаний, которые зачастую имеют государственную поддержку (дотации, налоговые льготы и т.д.).


Анна Добринец:
– Сдерживающий фактор – неуверенность в завтрашнем дне, закрытость региона, проблема вывоза продукции за пределы области.


Николай Мурашкин:
– Наша анклавность. Предприниматели Калининградской области давно выросли из «коротких штанишек».


Александр Емельянов:
– Сильная исполнительная власть «чиновных людей», отсутствие законодательной базы защиты предпринимателей, а отсюда боязнь предпринимательства.


Тимофей Фартышев:
– Неконкурентоспособная среда для развития местного производителя, т.е. калининградский рынок насыщен импортной продукцией, которая по цене и качеству намного ниже продукции, выпускаемой нашими производителями. Также явно прослеживается уничтожение малого бизнеса большим бизнесом, владельцами которого являются представители власти.


– Что позволяет быть успешным вашему предприятию: правильная организация процесса, собственные ноу-хау, технология, другие факторы?

Владимир Ивкин:
– На мой взгляд, в современных условиях всё большую значимость приобретают стратегический расчёт и правильный выбор рынка для работы компании. А после этого, как минимум, немного везения.


Анна Добринец:
– Наше предприятие является успешным благодаря правильной организации производственного процесса, материальной заинтересованности каждого участника процесса.


Тимофей Фартышев:
– Технология производства натуральных продуктов способствует успеху развития нашего предприятия.


Александр Емельянов:
– Правильная организация процесса на основе собственных, разработанных предприятием, технологий.


Александр Масягин:
– Наше предприятие молодое, но имеющее большую перспективу. Во-первых: организационно-правовая форма открытого акционерного общества позволяет нам привлекать средства для развития с открытого рынка капитала. Во-вторых: фармацевтический рынок России очень привлекателен для инвестирования в производство лекарственных средств. На текущий момент он оценивается в 12 млрд долларов и имеет динамику роста в среднем 15-20% в год. В-третьих, те лекарственные препараты, разработка которых ведётся в настоящее время, всегда будут востребованы. Наконец, мы используем самые передовые технологии продвижения продукции на рынок.


– Недавно в регионе была принята новая редакция Программы поддержки предпринимательства. Какой информацией о Программе вы владеете?

Тимофей Фартышев:
– Информацией о программе мы не владеем.


Николай Мурашкин:
– Я с ней ознакомился.


Александр Масягин:
– Мы владеем полной информацией о Программе благодаря сайту Калининградского фонда поддержки предпринимательства – http://www.fpmp39.ru. Там имеются все исчерпывающие, на наш взгляд, сведения о формах поддержки малого бизнеса в нашем регионе.


Александр Емельянов:
– В 2005 году министерство промышленности Калининградской области разработало программу поддержки янтарной отрасли. Планировалось привлечь 1,9 миллиарда рублей на реанимацию «реального» производственного сектора янтарной отрасли «из бюджетных и внебюджетных источников». В программе было запланировано субсидирование предприятиям затрат на оборудование из внебюджетных источников. Затем этот пункт был исключён – видимо, не нашлось внебюджетных источников. Из запланированных 180 миллионов рублей бюджетного субсидирования янтарной отрасли до реальных производителей дошла сумма немногим больше 10 миллионов рублей по направлению «рефинансирование ставки по банковскому кредиту». Программа регионального финансирования через Фонд поддержки малого предпринимательства Калининградской области построена таким образом, что субсидию можно получить только один раз! Такая схема в принципе исключает увеличение мощности предприятий (их всего семь осталось, по данным Счетной Палаты). В Целевой программе Калининградской области «Основные направления поддержки малого предпринимательства в Калининградской области на 2007-2011 годы» (глава 2, пункт 1 «Мероприятия направления») предусмотрено субсидирование части затрат, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлечённым на срок не более трех лет. Но за три года можно освоить и вернуть только небольшие суммы, то есть этим ограничением также обесценивается смысл программы.


Анна Добринец:
– Главная цель программы – материальная поддержка предпринимательства. Но проценты по кредитам умопомрачительные. Они скорее утопят бизнес. А главной целью должно быть: не мешать и освободить бизнес от разного рода разрешительных документов и не дать чиновникам возможности влиять и таким образом тормозить развитие бизнеса.



– Был ли у вас опыт использования государственной поддержки в целях развития своего бизнеса?

Владимир Ивкин:
– Несколько лет назад компания под моим руководством пользовалась заёмными средствами в рамках программы льготного кредитования предприятий малого и среднего бизнеса (так называемый налоговый кредит 1996-1997 годов).


Тимофей Фартышев:
– Наше фермерское хозяйство воспользовалось программой по развитию АПК и взяло два кредита, которые субсидируются государством.


Александр Емельянов:
– Очень благодарен, хотя в программе поддержки янтарной отрасли объём кредита неограничен, ограничения – во времени использования кредита. Если кредит для одной цели и взятый в одном банке осваивается в течение ряда лет, то поддержкой пользуется только кредит, освоенный в течение года.


Николай Мурашкин:
– Есть опыт сотрудничества с центром поддержки предпринимательства, но использования самой поддержки нет.


Александр Масягин:
– Мы и сейчас имеем эту поддержку. Она заключается в том, что региональное правительство поощряет создание таких производств, как наше, это получило отражение в уже упомянутой Программе поддержки малого предпринимательства в Калининградской области. Вот это ощущение моральной поддержки даёт нам дополнительную уверенность при реализации наших проектов. Такая поддержка, конечно, необходима. А всё остальное мы в силах сделать сами.



– В чём, по-вашему, должна заключаться суть государственной поддержки малого бизнеса?

Александр Емельянов:
– Суть поддержки малого и среднего бизнеса заключается в том, чтобы это развитие сделать приоритетом.


Тимофей Фартышев:
– Не мешать работать!


Анна Добринец:
– Низкие проценты по кредитам, минимум контроля со стороны госаппарата.


Владимир Ивкин:
– Суть должна заключаться, главным образом, в принципе «не навреди». И ещё, пожалуй, несколько моментов:

* формирование на государственном уровне положительного образа предпринимателя как «труженика» (с удовольствием отмечу, что робкие сдвиги и в этом плане присутствуют);
* нормальный уровень налоговой нагрузки (в принципе, присутствует в настоящее время, хотелось бы немного упростить форму);
* доступность кредитных ресурсов с пониженной ставкой для малых предприятий в отраслях приоритетного развития в соответствии с федеральными программами;
* соответствие заявлений о поддержке малого бизнеса «в верхах» с действиями чиновников на местах.


Николай Мурашкин:
– В период кризиса людям предоставлена возможность работать и учиться работать… «чтоб не пропасть поодиночке». Исходя из этого, и суть поддержки МП должна состоять в том, чтобы государство «загрузило» малый бизнес работой – обеспечило его функционирование. А малых проблем у нас хватает, но они и самому малому бизнесу по плечу. Если так распределить усилия – выгода будет обоюдная. А это уже экономика.


Александр Масягин:
–Кроме традиционного – не мешать, скажу ещё раз о роли государства в стимулировании создания и развития специальной инфраструктуры поддержки. Широкая сеть образовательных учреждений, осуществляющих подготовку управленческих кадров для малого бизнеса; консалтинговых компаний, оказывающих услуги МП, т. е. консультирование по вопросам стратегического менеджмента, бизнес-планирования, бух¬учёта и аудита, применения информационных технологий. Кроме того, сеть финансовых институтов по привлечению средств для инновационных проектов субъектов малого предпринимательства – региональные акционерные инвестиционные фонды венчурного финансирования, в т.ч. паевые фонды, региональная фондовая биржа – что особенно актуально в условиях практически полной невозможности получения малым бизнесом долгосрочных банковских кредитов.



– В чём, по-вашему, основная миссия малого предпринимательства с точки зрения государства? Это больше обеспечение занятости в регионе, т.е. функция социальная, или генерирование ценностей и, как следствие, укрупнение налоговой базы, т.е. функция экономическая?

Тимофей Фартышев:
– Я считаю, эти два понятия разделить нельзя, обе функции в равной степени для государства очень важны.


Александр Емельянов:
– Основа существующего государства, его экономическая мощь – развитие малого и среднего предпринимательства – это первично, всё остальное вторично.


Николай Мурашкин:
– В данное время государство видит миссию МП больше социальную, чем экономическую.


Александр Масягин:
– Я думаю, в равной степени и то и другое. Кроме того, я убеждён, что роль малого бизнеса в реализации обеих функций будет со временем только возрастать.


Анна Добринец:
– Основная миссия малого предпринимательства – развитие экономики и как следствие – укрупнение налоговой базы. Для сравнения: в Японии поступление в бюджет от малого и среднего бизнеса составляет 88 %, а в России – 6% (из газеты «Аргументы и Факты»).


Владимир Ивкин:
– По-моему, это всё, что вы описали, плюс повышение надёжности экономической системы государства в целом за счёт диверсификации, мобильности, гибкости и т.д. И это же одна из самых важных задач малого бизнеса, особенно в нынешней ситуации.
КТО НАШИ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ?
От людей, стремящихся к постоянному развитию в области финансов,
инвестиций, юриспруденции, до руководителей компаний, владельцев
бизнесов, представителей органов власти.
Аватара пользователя
Admin
Администратор
 
Сообщения: 30
Зарегистрирован: 04 дек 2008, 13:31

Вернуться в Аналитика

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1

cron